В гимназии прошел педагогический совет «Социализация обучающихся – роль школы на каждом этапе жизни ребенка».
Социализация протекает на протяжении всей жизни человека, но более интенсивно в детстве и юности.
Каждый возрастной этап имеет свои возможности и особенности социализации человека. Первый этап – детство (0–12 лет). В детстве примерно на 70% формируется человеческая личность, хотя происходит только игровое освоение социального мира: мальчишки играют в войну, а девочки – в дочки-матери. При этом закладывается фундамент социализации, происходит первичное обучение, хотя это самый незащищенный этап. Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, так как социализация для них началась слишком поздно, а она не поддается искусственному управлению или манипулированию. Чем выше мы поднимаемся по эволюционной спирали, тем больше потребность в специальном обучении и социализации.
Второй этап – юность (13–19 лет). В этом возрасте происходят психофизиологические изменения, которые влияют на ход и содержание социализации. В этот период заканчивается формирование личности.
Главная цель педагогического коллектива и каждого педагога - вывести ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастом этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя, а также обеспечивать инструментарием саморазвития.
Педагоги выполнили упражнения «Дерево ожиданий» и «Критериальное оценивание процесса социальной адаптации учащихся гимназии».
Насколько социализированы, т. е. адаптированы, активны, автономны и нравственно воспитаны учащиеся, можно увидеть таблице:
Класс
|
Показатели
|
Социальная адаптирован
ность
|
Социальная автономность
|
Социальная активность
|
Нравствен-
ность
|
Степень социализирован-
ности
|
11 класс (кол-во чел/%)
|
Низкие показатели
|
4 – 31%
|
3- 23%
|
1 – 8%
|
0
|
2 – 15%
|
Средние показатели
|
6 – 46%
|
8 – 62%
|
7 – 54%
|
7 – 54%
|
9 – 70%
|
Высокие показатели
|
3 – 23%
|
2 – 15%
|
5 – 38%
|
6 – 46%
|
2 – 15%
|
9 класс (кол-во чел/%)
|
Низкие показатели
|
4 – 18%
|
4 – 18%
|
0
|
0
|
0
|
Средние показатели
|
11 – 50%
|
11 – 50%
|
11 – 50%
|
5 – 23%
|
14 – 64%
|
Высокие показатели
|
7 – 32%
|
7 – 32%
|
11 – 50%
|
17 – 77%
|
8 – 36%
|
8 класс (кол-во чел/%)
|
Низкие показатели
|
1 – 4%
|
5 – 19%
|
3 – 12%
|
0
|
1-4%
|
Средние показатели
|
17 – 65%
|
9 – 35%
|
11 – 42%
|
7 – 27%
|
13 – 50%
|
Высокие показатели
|
8 – 31%
|
12 – 46%
|
12 – 46%
|
19 – 73%
|
12 – 46%
|
Общие
|
Низкие показатели
|
9 – 14%
|
12 – 20%
|
4 – 7%
|
|
3 – 5%
|
Средние показатели
|
34- 56%
|
28 – 46%
|
29 – 47%
|
19 – 31%
|
36 – 59%
|
Высокие показатели
|
18- 30%
|
21 – 34%
|
28 – 46%
|
42 – 69%
|
22 – 36%
|
Социализация обучающихся – одна из главных задач школы на каждом этапе жизни ребенка. Успешная социализация в школе:
- школьное самоуправление
- участие в различных программах
- сотрудничество с учреждениями социума
- кружковая работа
- школьная газета
- работа с родительской общественностью
Кочесокова Р.М., зам.дир.по ВР представила Всероссийской программы «Ученическое самоуправление». Необходимым условием для того является развитие личности: развитие ею социальных компетенций; развитие навыков поведения в повседневной жизни и установок на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций, гражданской позиции. А эти условия создает ученическое самоуправление, которое моделирует систему самоорганизации ребенка, активизирует его лидерские способности с целью активного построения своей собственной жизни в современном обществе.
После выступления учителей – Хошенко С.А. («Ученическое самоуправление и корпоративная культура, корпоративный кодекс»), Рудоманенко В.А. («Ученическое самоуправление и связь с общественностью. Что такое пресс-релизы и пост-релизы?»), Толстова И.Н. («Ученическое самоуправление и технология «Стрелка планирования»), педагоги в группах выполнили задания:
1 группа. Корпоративная культура создаёт образ, «лицо» ученического совета и объединяет всех его членов для достижения провозглашённых целей, воспитывает чувство гордости за принадлежность к ученическому совету. Необходимо: Создать корпоративную культуру ученического самоуправления; Разработать документ «Корпоративный кодекс», в котором будут отражены традиции, ценности, ритуалы, вашего ученического совета.
2 группа. Связи с общественностью или PR – это деятельность, направленная на формирование общественного мнения в пользу ученического совета. Необходимо: Осуществить информационную кампанию вашего ученического совета с использованием пресс-релизов и пост-релизов (примеры).
3 группа. Деятельность является важной характеристикой ученического самоуправления. Деятельность – это то, чем живет ученический совет, что приносит ей признание и авторитет, в процессе чего и по поводу чего общаются члены ученического совета, чем они дорожат и гордятся. Необходимо: Оформить план мероприятия «Выпуск школьной газеты «Планета детства» по технологии «Стрелка планирования»
Социализация является удавшейся, если человек гармонично включен в социальные отношения и нормально функционирует в различных социальных структурах, не чувствует себя ущемленным, выброшенным за пределы общественных связей, может самостоятельно разрешать возникающие у него трудности. Социализация является одним из важнейших процессов всей жизни человека, помогающая стать ему личностью, включенной в общественные отношения, и обеспечивающая нормальное социальное функционирование.
|